В былые времена, когда несколько поколений семьи жили под одной крышей, у детей была уникальная возможность общаться с людьми разного возраста. Теперь такое редко встречается. Обычно внуки видятся со своими дедушками и бабушками только во время летних каникул. Но какими бы редкими, ни были эти встречи, для детишек они просто необходимы. Чтобы на всю жизнь запомнить запах бабушкиных пирогов и тепло красивых варежек, которые она связала. Чтобы потом вспоминать, как вместе с дедом ездили в Музей космонавтики или на Бородинское поле. Детям следует быть внимательнее к старикам, причем ко всем, а не только к собственным бабушкам и дедушкам. Ну, а если таковых поблизости нет, чаще читайте детям произведения про пожилых людей. Они учат ребят доброте и сочувствию, прививают им умение ладить с людьми старшего возраста, жалеть их и помогать по мере сил.

Произведений на подобную тему в детской литературе, к счастью, достаточно. Взять, к примеру, маленький рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка». Мальчик и девочка возвращались из школы. Неожиданно старушка, идущая впереди, поскользнулась и упала. Мальчик бросился ей на помощь. А после девочка с удивлением спросила: «Это твоя бабушка?.. Тетя?.. Мама?». Получается, что она осталась безучастной к чужой беде, не проявив ни капли сострадания к старушке.

Уроком нравственности можно считать и рассказ «Бабка», в котором В. Осеева необычайно ярко и точно раскрывает тему душевной черствости. Героиня рассказа — старая женщина, взвалившая на себя все заботы о семье и доме, не пользуется заслуженным уважением со стороны домочадцев. Она смирилась с этим и лишь иногда

вздыхает: «Обидеть — что ударить, а приласкать — надо слова искать». Бабка спит на неудобном сундуке. По утрам встает раньше остальных, ставит самовар, провожает всех на работу. Потом готовит еду, кормит внука, вернувшегося из школы. Жаль, что не принято в этой семье говорить бабке ласковые слова. С ней не здороваются, ее не благодарят. И только после смерти старушки родные начинают понимать, кого потеряли.

Хорошо живется внукам, когда дедушки и бабушки молоды и полны сил. С ними даже дружить можно. Как в стихотворении Льва Квитко «Бабушкины руки»:

«Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно».

А в стихотворении «Мой дед» А. Громовой внук рассказывает про дедушку:

«Собирали мы малину,

Он — с куста,

А я — с корзины.

Вместе красили забор,

Руки в краске до сих пор».

Но вот если дед очень старый, с ним уже не повеселишься, не поиграешь. О таком человеке Константин Ушинский написал рассказ «Дедушка». Одряхлел старик, плохо видит, плохо слышит, руки, ноги от старости трясутся. Потому сын с невесткой и запрятали его за печь, а кормить стали из деревянной чашки. Поглядел на это маленький

внук и начал из дощечек что-то мастерить. Когда мать спросила, что он делает,

мальчик ответил: «Когда состаритесь, буду вас из этой деревянной коробочки кормить». Стыдно стало родителям. Вернули деда на место.

О детском невнимании, которое так больно ранит стариков, говорится в стихотворении Ирины Пивоваровой «Одна лошадка белая». Эта маленькая лошадка с утра решила:

«Всех друзей я навещу,

/Никого не пропущу!».

И потом целый день бегала, навещая то утку, то корову, то собаку. В итоге:

«Понапрасну бабушка,

Старая Лошадушка,

У окошка внучку

Целый день ждала».

У английской писательницы Элинор Фарджон есть чудесная сказка «Я качаю свою детку». Ее главная героиня, десятилетняя Гризельда, живет со своей прабабушкой и любимой куклой. Девочка выполняет всю работу по дому и заботится о 110-летней старушке. Редкое явление в детской литературе: ребенок с любовью и терпением (у бабули капризный характер) ухаживает за престарелым родственником. Автор описывает это так трогательно, что сразу проникаешься уважением к маленькой Гризельде. Но когда та заболела тифом и попала в больницу, старушку отвезли в дом престарелых. После выздоровления девочка решает забрать ее оттуда. Но у них нет денег, чтобы расплатиться с домовладельцем. И тут им помогает тот самый счастливый случай, на который и в реальной жизни вполне можно рассчитывать.

Другая английская сказочница, Беатрис Поттер, придумала интересную историю «Старый портной из Глостера«. Этот портной целыми днями кроил и шил наряды для господ, а сам был бедным-пребедным. И надо ж такому случиться: в канун Рождества, получив важный заказ на пошив камзола для венчания господина мэра, старик заболел лихорадкой и слег на несколько дней. К счастью, маленькие мышки, для которых он всегда оставлял обрезки тканей (на «жилетки для мышек или ленточки для мышиных чепчиков»), выполнили всю оставшуюся работу. Они трудились три дня и три ночи. А когда портной, огорченный тем, что не смог выполнить заказ в срок, вернулся в свою мастерскую, то увидел на столе красивейший камзол и расшитый атласный жилет. Стежки были такими изящными, что невозможно было поверить, как старый человек в очках мог сотворить такое чудо своими скрюченными пальцами.

Прочтите эти произведения своим детям, им необходимо знать, как живет старшее поколение. Знать, что «у старости ломок шаг и неровен дыханья ритм» (А. Татьяничева). Конечно, не для того, чтобы готовиться к своему далекому будущему. Эти знания научат быть добрее к старикам. Объясните, почему надо быть вежливыми и внимательными, уступать место в транспорте, помогать переходить улицу и т.д. Таким

образом мы сможем вырастить отзывчивых людей. И это будет хорошо для всего нашего общества. Не стоить забывать, что мы сами (если повезет) спустя определенное время станем такими же старичками или старушками и будем нуждаться в посторонней помощи.

Марина Зубкова